НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
( продолжение 3 )
Перед тем как выйти на служение, Господь Иисус Христос постился в пустыне. Это отвечало сложившейся ветхозаветной традиции; совершить пост перед выполнением возложенной задачи.
В Его время, как упоминалось выше, иудеи соблюдали великий пост в день Очищения, подчеркивая этим свою принадлежность к народу Божию. Было еще два значимых поста, в которые вспоминали годовщины всенародных несчастий. Кроме того, благочестивые иудеи постились по побуждению личного благочестия, как, например, ученики Иоанна Крестителя и фарисеи постились два раза в неделю — в понедельник и четверг. Этим они стремились выполнить одно из необходимых условий для достижения праведности по образцу, определенному Законом и пророками. Все посты были однодневными и продолжались от восхода солнца до появления первых звезд, после чего постящиеся приступали к трапезе. Из чреды иудейских постов только два великих поста продолжались более суток: с вечера до появления звезд вечером следующего дня.
По свидетельству Евангелия, Господь Иисус Христос упоминал о посте только дважды – когда предостерегал своих учеников от показного благочестия и когда указывал на то, что они будут поститься лишь после того, как Он их покинет (Мф.6,16-18; 9,14-15; Мк.2,18-20; Лк.5,33-35). Господь не настаивал на необходимости поста и не устанавливал для своих учеников никаких правил, связанных с его соблюдением. Это Он делал не из пренебрежения к этому обычаю или намерению упразднить его, а напротив, Он призывал поститься в тайне, чтобы пост видел только Отец Небесный. Данное условие должно было способствовать преодолению показного благочестия и возведению его на более качественный духовный уровень.
В Священной истории приводятся также примеры многодневных постов. Из них особое внимание уделяется постам пророка Моисея и Господа Иисуса Христа. Чтобы удостоиться лицезрения Бога Моисей постился сорок дней. Возлагая на себя такой пост, Моисей стремился утвердиться в вере и желал достичь состояния полного смирения для принятия в свою душу действия Божия и пребывания в Его присутствии. Однако смысл сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне состоял не в том, чтобы открыться Духу Божию, так как Он уже был «исполнен Духа Святого» (Лк.4,1), но в том, что Дух побуждал Его к посту, чтобы Он начал Свою мессианскую миссию действием отдания Себя Своему Отцу с полным Ему доверием (Лк.4,1-4).
Церковь переняла древний обычай совершения постов и осталась ему верной. Свое отношение к посту она полностью строит на основании библейского учения обоих Заветов, которое уточняет и упорядочивает смысл поста и его применение. Она считает, что пост – это не аскетический подвиг и он не имеет целью вызвать какое-либо состояние психической или религиозной экзальтации. Как следует из библейского контекста, человек, считающий пищу даром Божиим (Втор.8,3), и в тоже время воздерживающийся целый день от еды ( Суд.20,26; 2 Цар.12,16-сл; Ион,3,7), совершает таким поступком определенное религиозное действие. То же самое относится и к воздержанию от супружеских отношений (Иоил.2,16). Правильное понимание таких действий может раскрываться только через признание того, что душа человека нуждается в содействии тела. Тело человека, воздерживающееся от пищи и пития, совместно с душой в усиленной молитве выражает смирение перед Богом, поэтому поститься значит «смирять душу» свою (Лев.16,29).
Церковь также считает, чтобы угодить Богу необходимо правильно совершать пост. А это значит, что поститься надо из любви к Богу, в сочетании с любовью к ближним, творя милостыню и молитву, и в искании подлинной праведности. Господь призывает поститься, не привлекая внимания посторонних, потому что пост, который видит только Бог, является самым подлинным выражением надежды на Него и подлинного смирения. Кроме того, Церковь видит в посте средство для приведения верных в состояние полного раскаяния души, к приятию благодати Господа в ожидании Его возвращения.
Однако, соблюдение поста сопряжено с некоторыми опасностями – это опасностью формализма, который уже обличали пророки (Ам.5,21; Иер.14,12) и опасностью гордыни и тщеславия (Мф.6,16).
Таким образом, пост – это воздержание от пищи и пития, и иногда от половых отношений в сочетании с усиленной молитвой и милостыней есть одно из важнейших действий, выражающих перед Богом смирение, надежду и любовь человека к своему Творцу.
(окончание следует)
Потрудился протоиерей Александр Румянцев