Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Немного из истории (ч.4)

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ 
(окончание)

В апостольский век Церковь в отношении поста сохранила иудейские обычаи, но привнесла в них новый смысл определенный Господом. Однако первые христиане не придавали посту особого значения. Они постились в связи с важными событиями в жизни общины. Так, в книге Деяний упоминаются богослужения, в состав которых входили пост и молитва (Деян. 13,2 -сл;14,23). Апостол Павел терпел голод и жажду не только тогда, когда это было вызвано житейскими обстоятельствами, но неоднократно и сам возлагал на себя пост (2 Кор.6,5; 11,27). Более того иудео-христиане соблюдали еврейский обычай поста и молитвы по понедельникам и четвергам. Двухдневный пост был установлен перед Пасхой. Как бы то ни было, посты заканчивались в полдень и не считались строго обязательными.

Во втором веке, вероятно, в связи с борьбой с иудействующими, посты в понедельник и четверг были заменены на посты в среду и пятницу.

В этом же веке и, возможно, из-за той же борьбы с иудействующими стали раздаваться голоса о пересмотре поста перед Пасхой. Отстранив практику иудейских общих великих и частных однодневных постов, некоторые христианские общины стали практиковать сорокадневный пост перед Пасхой, ссылаясь на то, что так постились Моисей и Господь Иисус Христос. В последующее время это оправдывалось ветхозаветным законом, по которому Бог повелевал сынам израилевым каждый год давать десятину из всего того, что приобрели, и за что они были благословляемы во всех делах своих. Поэтому и христиане от самой жизни своей должны отдавать десятину Богу, чтобы получить благословение на все свои дела.

В четвертом веке благодаря тому, что христианство получило официальное признание в Римской империи, Церковь стала больше уделять внимания форме, обряду и литургии. Все теснее становилась связь между постом, богословием законнического толка, а также концепцией воздаяния за добрые дела.

В этом же веке окончательно, вместо двухдневного поста перед Пасхой, принятого древней Церковью, был введен сорокадневный, который с десятого века считался уже обязательным.

Благодарю за внимание!

Потрудился протоиерей Александр Румянцев