РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (О чем писали более ста лет назад)
В последнее время часто приходится слышать жалобы на нашу молодежь, которую упрекают в нравственной неустойчивости, отсутствии религиозности, идеализма, в чересчур практическом взгляде на жизнь, карьеризме и т.п. К сожалению, эти упреки нельзя считать несправедливыми.
Кто внимательно присматривается к жизни, тот не может не заметить, что нравственное измельчание, как плесень, быстро и незаметно въедается в неокрепшие души наших детей и не поддается воздействию внешних воспитательных мер и школьной дисциплины. Юные представители современного молодого поколения могут с полным правом сказать о себе словами поэта:
«Чуть не с колыбели сердцем мы дряхлеем;
Нас томит безверье, нас грызет тоска…
Даже пожелать мы страстно не умеем,
Даже ненавидим мы исподтишка» ….
Старики, глядя на истощенных, нервных, заеденных анализом современных детей и юношей, со вздохом вспоминают доброе старое время, время идеальных, возвышенных стремлений, светлых порывов юности, и недоумевают, почему нынешняя молодежь выглядит так преждевременно одряхлевшей физически и духовно.
В чем же, в самом деле, заключаются причины такого явления? Причин много, но самая важная и главная из них — в семье. Ведь первые основы воспитания закладываются в детских душах семьей, а стоит ли в этом отношении современная семья на высоте своего призвания?
Родители в наших семьях мало заняты делом воспитания своих детей. Даже питание детей, которому, кажется, уделяется наибольшее внимание современными родителями, и то ведется не нормально; духовная же сторона детской натуры остается в совершенном пренебрежении. В более обеспеченных семьях детей поручают заботам гувернеров и гувернанток, а в менее обеспеченных — прислуге или же предоставляют самим себе. Родители не стараются подойти ближе к душе ребенка, заслужить доверие его, понять движения нежной детской души, посеять и укрепить в ней семена религиозного чувства и нравственно-доброго поведения. Правда, в минуты отдыха они иногда и играют, и шутят с детьми, но все это делается скорее для собственной забавы; если в другое время дитя подойдет к ним со своими запросами, они досадно отмахиваются от него, отгоняют его прочь, нередко с окриками и бранью. А между тем детская душа так жаждет привета, ласки, ответов на тревожащие ее и нередко оставляющие после себя мучительную неудовлетворенность многочисленные запросы. И, если бы родители вовремя сумели ближе подойти к своему ребенку, понять его, то, может быть, избавили бы его от многих заблуждений, ошибок и недостатков.
В одном небольшом рассказа А.П. Чехова («Дома») талантливо и чрезвычайно правдиво рассказывается о том, как прокурор отучил своего десятилетнего сына от курения…. В рассказе другого писателя («В тумане» Л. Андреева) яркими красками изображается мучительное состояние юноши, заболевшего постыдной болезнью и не смевшего сказать об этом своему отцу, с которым он не привык быть откровенным. Мучения эти оканчиваются самоубийством юноши, чего, могло и не быть, если бы у него с отцом были другие отношения.
Таким образом, и жизнь, и литература свидетельствуют о том, что пробуждение сознания в детской душе, постепенный рост и развитие ее совершаются большей частью помимо непосредственного влияния родителей. А потом, когда дети вырастут и начнут более рельефно обнаруживать скрытые раньше недостатки, родители удивляются, почему дети их вышли такими.
В жизненной драме С. Найденова: «Дети Ванюшина» отец семейства, видя крайнюю распущенность своих уже взрослых детей, обращается к жене с недоумевающим вопросом: «Да наши ли это дети?.. Откуда они вышли у нас такими?!» И вот один из сыновей Ванюшина в порыве откровенности так объясняет отцу причину нравственной разнузданности семьи: «Мы (дети) жили всегда наверху, а вы (родители) внизу. Внизу вы работали, трудились, чтобы нам жилось спокойно наверху… И мы жили, как кто хотел, как Бог на душу положит. Вы знали. Что мы чему-то учимся, что-то читаем, где-то бываем но, как мы воспринимаем, где мы бываем, — вы этого не знали… Нас развращали мамки и горничные. Мы сами себя развращали — старшие младших. Все это делалось наверху, и вы ничего не знали… Редко мы спускались к вам вниз, если не хотели пить и есть, а вы поднимались к нам только тогда, когда находили необходимым ругать нас и бить. И вот мы выросли, мы сошли сверху уже взрослыми людьми, со своими вкусами, желаниями и требованиями; и вы не узнали нас, вы теперь с ужасом спрашиваете, откуда мы такие».
Видят ли дети в лице своих родителей примеры, достойные подражания? Стараются ли родители хотя бы при детях быть нравственно лучшими, чтобы этим возвысить свой авторитет пред ними и усилить нравственное влияние на них?
Обыкновенно мы наблюдаем, что родители, скрывая свои недостатки на службе, в обществе, среди чужих людей, не считают нужным делать этого у себя дома, среди детей. И вот в семьях открыто, не редко во всей силе и безобразной наготе, проявляются со стороны взрослых и пьянство, и грубые ссоры, происходят дикие сцены, зачастую срывается зло на беззащитных детях…
Одни из родителей допускают все это из-за преступного пренебрежения к детям, другие — из-за ложного взгляда, будто бы дети не в состоянии понять то, что говорят и делают взрослые. Но как глубоко неправы те и другие! Нежная, восприимчивая детская душа, как губка, все впитывает в себя и в своей тонкой наблюдательности часто замечает, усваивает и запоминает то, что остается незамеченным для взрослых.
Родителям надо перестать забывать своих детей, следует более чутко и внимательно присматриваться к детской душе в ту пору, когда она подобно нежному лепестку, доверчиво раскрывается навстречу жизни. Тогда и уничтожится главная причина нравственного упадка нашего подрастающего поколения.
В. Чунихин. 1909г.
Спасибо большое отцу Александру за то, что он находит такие краткие и емкие, наполненные вековой мудростью статьи!
Как же оказывается все просто, но это так сложно понять! Я точно буду еще возвращаться к этому тексту, потому что чувствую, что есть в нем еще важные вещи, которые я пока не постигла. Лично для себя сделала несколько выводов.
Например, то, что мы сами приучаем изо дня в день детей тому, что деньги, вещи, квартиры, машины и т.д. — важнее, чем самый родной человек. Мы это делаем, сами того не осознавая. Посудите сами. Ребенок просит папу и маму пойти с ним на каток (зоопарк, аквапарк и т.д.). На что родители говорят, прости родной, нам надо сегодня поработать, заработать денежку. При этом родители думают, что ребенок понимает, что денежку они зарабатывают для него, его комфортной жизни, образования, отдыха и т.д. Но ребенок воспринимает все просто, как невинная душа. Он видит лишь то, что маме и папе важнее деньги, важнее, чем он. Они не хотят гулять с ним, они уходят от него, чтобы пополнить запасы денег. И когда ребенок становится подростком, он тоже на первое место ставит деньги, вещи, а не родителей. И родители удивляются: «Откуда такая неблагодарность?! Мы всю жизнь работали ради него!» Ан нет, своим примером родители четко показали ребенку, что важнее в этой жизни и он хорошо выучил урок.
А когда мы учим ребенка вести себя вежливо и сдержанно в обществе, не кричать, не ругаться, не отвечать на оскорбления, при этом в семье позволяя себе несдержанность, а порой и откровенно невоспитанное поведение? Какие выводы делает ребенок, чему учится? Ребенок все так же воспринимает все в чистом виде: «С чужими людьми надо быть предельно вежливыми, терпеливыми и воспитанными, нельзя их обижать. А с родными людьми можно дать волю эмоциям, не сдерживать себя, высказать им все, что думаешь и не надо их беречь. Они же все поймут и простят!» И опять родители удивляются: «Какой ужас! Откуда это поведение, эти выражения! Как ты можешь так с нами разговаривать?!» А вы прислушайтесь, ведь это ваши выражения и даже ваша интонация, просто с небольшим апгрейдом).
Еще несколько вещей для себя поняла, но писать не будут, так как отзыв уже больше самой заметки. Поистине, «краткость — сестра таланта». В такой небольшой статье, столько мудрых и очень важных мыслей! Обязательно внимательно прочитайте ее и не один раз!