ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Подобно крестной смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа, Вознесение Его на небо, наиточнейшим образом входило в план нашего спасения и было предсказано и воспето во всем величии еще ветхозаветными пророками.
Св. ап. Петр, по сошествии Святого Духа, вслух всех иудеев утверждал, что » небеси подобает прияти Христа Иисуса до лет устроения всех» (Деян.3,21), т.е. до скончания мира.
Время уничижения Господа навсегда окончилось Его крестом и гробом; по воскресении и принятии Им всякой власти на земле и на небе (Мф.28,18), естественно наступило для Него время прославления.
Но грубая, растленная грехами, земля наша, не является местом покоя и прославления, а наоборот искушений и странствий. Земля служит только для тех, кто от земли; но Сын Человеческий, «сшедый с небесе» (Ин.3,13), не принадлежал земле. Правда, «приобщившись плоти и крови» нашей (Евр.2,14), Он имел тело от земли; но тело Его было подобно нашему только до того времени, пока Он жил на земле,подобно нам.
В воскресении же тело Его изменилось и приняло такие свойства, что было видимо и в то же время становилось невидимым, было осязаемо и проходило сквозь запертые двери, принимало пищу и не подлежало изменению.
Воскресший Спаситель сорок дней находился на земле; но в то время Он был видим только тогда, когда являлся апостолам. Где и как проводил Он прочее время, неизвестно. Но, очевидно, что земля не могла уже быть жилищем для Него. Телу бессмертному, прославленному и обоженному, свойственно было обитать на небе, чем на земле. Уже тотчас по воскресении из мертвых Спаситель стремился в мир пренебесный, к Отцу (Ин.28,17); и если Он оставался еще на земле, то исключительно из любви к ученикам и для продолжения с ними бесед «яже о царствии Божием» (Деян.1,3). А когда и эта потребность была удовлетворена, когда и эти святые узы перестали иметь силу, то прославляемое за крестный подвиг человечество Спасителя само устремилось с Елеона к вечному Солнцу. Этого требовало и новое, великое предназначение Сына Человеческого по Его воскресении. Как в состоянии уничижения Он должен быть жертвой за всех, так и в состоянии прославления Ему надлежало быть распорядителем и главой всяческих.
Если бы не было вознесения на небо и прославления Богочеловека, то дело искупления нашего осталось бы не полным, не законченным. Вознесшись на крест, Спаситель привлек к Себе всех только до высоты креста; между тем Ему подобало привлечь всех и до высоты небес, и до престола славы (Ин.14,3). Поэтому, «совершив» на земле » дело, еже даде Ему» Отец, «да сотворит» (Ин.17,4), Он возносится на небо, чтобы привлечь всех к Себе (Ин.12,32) и уготовить для нас место в обителях отца Небесного (Ин.18,2).