Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Сновидения

СНОВИДЕНИЯ

Не ошибемся, если скажем, что каждому из нас приходилось неоднократно видеть сны. И порой, они, влияя на наше духовно-эмоциональное настроение, становились причиной бурного обсуждения их содержания с близкими людьми.

Древний мир, как, впрочем, и современная наука придают сновидениям большое значение, но по разным причинам. Если первый видел в сновидениях некое зашифрованное сообщение о будущем человека, посылаемое ему сверхприродным миром, то научное изучение сновидений, в связи с развитием психологии, физиологии, философии, получившее в конце XIX в.- начале XX в. новый импульс своего развития, дает нам резюме, что наши сны – это отражение наших мыслей, переживаний, поиск разрешения сложных ситуаций, или, говоря другими словами, проявление глубин человеческой индивидуальности. В этих двух взглядах на сновидения не наблюдается противоречий, так как, если Бог влияет на человека, то это Он делает через духовные глубины человеческого существа.

Христианское понимание сновидений постепенно открывается в Священном Писании. Согласно библейской истории древние народы видели в сновидениях некое божественное откровение. Эти сновидения, очевидно, случались довольно часто, так как цари Египта и Месопотамии имели при своих дворах толкователей сновидений. «По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки…Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону» (Быт.41,1,8).

Ветхозаветным патриархам, а затем и, образовавшемуся, народу Израильскому также давались откровения не только через сновидения, но и через голос (слово) и видения Бога в ночи. Такие  откровения были иногда обращены к отдельным лицам и даже язычникам, при чем божественное происхождение этих сновидений никогда не отрицалось. Большая часть откровений через сновидения относится к замыслу Бога о Своем народе. Они просвещают патриархов, через них они узнают будущее, получают возвещение о спасении, предсказываются времена излияния Святого Духа.

Озвучим из Писания для нашего внутреннего восприятия несколько выдержек: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама: и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их четыреста лет…» (Быт.15,12-13). (Основываясь на том, что слово «сон», обозначающееся в подлиннике термином «тардема», в данном случае сродни сну Адама во время создания Богом ему жены, считают, что сон Аврама не был обыкновенным и естественным сном, а был необычайным, сверхестественным, в котором все высшие способности и силы человека не только не ослабевали, но наоборот – возрастали). Или вот другая выдержка: «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков!  Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет…» (Быт.46,2-3).

В отличие от языческих народов, окружавших Израиль, он, по всей вероятности, не имел специальных толкователей сновидений. Патриархи Авраам, Исаак, Иаков и др. сами рассуждали и понимали сны. Не было впоследствии толкователей и при Храме, и при царском дворе. Однако, служители истинного Бога могли истолковывать сны, которые Бог-Ягве иногда посылал языческим царям. Разъясняя тайны, недоступные толкователям не иудеям, они тем самым подвигали язычников признавать, что лишь один Ягве обладает тайнами и открывает их Своим служителям.

Начиная со времени царя Соломона, откровения Бога через сновидения прекращаются. В период от Соломона до пророка Захарии Священное Писание в продолжении многих веков не упоминает о сновидениях. Это было время великой эпохи Пророков. Таким образом дается понять, что уже тогда сновидения стали считаться второстепенным видом откровения, в виду того, что они возвещались одному лицу или язычникам. Их место в религиозной жизни занимают пророчества, которые по качеству на порядок выше сновидений и имеют отношение уже не к одному лицу, а к народу. В эпоху ветхозаветных патриархов сновидения, как откровение Божие о судьбах Его народа сыграло положительную роль. Несомненно, эта роль заключалась в поддержке Богом духа самих патриархов, вселяя в них уверенность в будущее.

Но, сновидения являлись не только патриархам, поэтому Священное Писание различает истинные сновидения и ложные. Библия не только изобличает ложные сновидения, но и характеризует их. «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, – говорится во Второзаконии, — и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, «- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей.»(13,1-3).

В книге Премудростей Иисуса сына Сирахова о ложных сновидениях говорится: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения то же, что подобие лица против лица…Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (34,1-3,5-7).

Окончание следует.

Материал подготовил протоиерей Александр Румянцев