Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Вербное воскресение

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение).

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами (Мф. 21: 1-11; Мк. 11. 1-11; Лк. 19: 28-40; Ин. 12: 12-19), он произошел незадолго до ареста и распятия Христа и является одним из самых важных событий тех дней. За пять дней до иудейской Пасхи Господь Иисус Христос подошёл к Иерусалиму со своими учениками. Двум из них Он поручил привести ему ослёнка (у евангелиста Матфея – осленка и ослицу), на которого еще никто ещё не садился. Господь сел верхом на осла и стал спускаться с Елеонской горы к Иерусалиму. Его приветствовали ученики и народ, встречавший  Господа. Люди постилали своей одежды и срезанные ветви пальмовых деревьев на пути Христа и восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Поездка на ослёнке является очень важным моментом. С ним связаны несколько пророчеств Ветхого Завета о грядущем Спасителе. Патриарх Иаков так говорил об этом: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей» (Быт. 49:10-11). И почти буквально исполнилось пророчество Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Тот факт, что ослёнка никто не садился, указывает на его ритуальную чистоту, это своего рода жертва Богу. Также, важным является то, что по традиции паломники входили в Иерусалим пешими в знак смирения и почитания храма. А въезжал в город на помазание царь Соломон, сидя на муле (3 Цар. 1: 32–40). Таким образом, вход Иисуса Христа рассматривается, как вход истинного царя Израиля. Именно поэтому встречающие клали ему под свою под ноги свою одежду и ветви. Евангелисты указывают на недовольство иудейских учителей таким въездом Христа в Иерусалим, а особенно тем, что Он не запретил встречать его словами: «Осанна Сыну Давидову!…» , поскольку так должны были встречать Мессию.

В Иерусалиме Христос пошёл в храм, где выгнал торговцев и меновщиков, тем самым напомнив людям о предназначении Дома Божьего: «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф. 21:13). Также Он исцелил слепых, хромых, немощных людей. Спаситель сказал о Своей скорой Крестной смерти и необходимости верующим в Бога следовать за Ним через отречение от мира. На слова Господа «Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12:28) «ответил голос с небес: «и прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Люди были потрясены таким явлением, однако многие не поверили и посчитали это просто громом. Далее Христос ушёл из Иерусалима, хотя, по-видимому, многие ждали от Него каких-либо публичных, возможно, даже политических, действий, например, провозглашения Себя земным царем Израиля, выступления против римлян и так далее.

С древних времён в Церкви начали отмечать праздник Входа Господня в Иерусалим, в этот день осуществлялось символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, по всей видимости, верхом на осле подобно Господу. Именно от этого и происходит название праздника – Неделя Ваий (т.е. пальм). Поскольку в России пальмы не росли, то их заменили вербой, распускавшейся в это время. Отсюда пошло название Вербное Воскресенье. На Руси в 16-17 веках в больших городах был обычай совершать крестный ход с чином шествия на «осляти», когда Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием ехал верхом на осле (или чаще на молодом коне). В Москве такой крестный ход шёл из Успенского собора Кремля до храма Василия Блаженного, поскольку один из его приделов освящён во имя Входа Господня в Иерусалим. При этом осла или коня, на котором ехал Патриарх, вёл под уздцы царь. До настоящего времени такой чин не сохранился.

Святые отцы толкуют Вход Господень в Иерусалим, как важное событие, описывающее торжественное прибытие Царя Христа в город перед своими добровольными Страстями и Крестной смертью. Кроме того, отмечается связь Входа Господня в Иерусалим с воскрешением Лазаря до этого и с последующим Воскресением Христовым. Именно явное чудо воскрешения Лазаря, весть о котором распространилась по всему Иерусалиму, заставило многих людей выйти навстречу Христу. Часть из них надеялась, что Господь вступает в Иерусалим как земной Царь, который взойдёт на престол, разгромит римлян и восстановит Иудейское государство в славе. Христос же своим въездом на ослике показал, что его царство не от мира сего: с одной стороны Царской достоинство Спасителя было засвидетельствовано народом, а с другой – Господь показал Свое величайшее смирение.

Таким образом, праздник Входа Господня в Иерусалим показывает нам смысл одной из сторон Боговоплощения: Господь приходит в мир для соединения человека с Творцом, Христос не земной царь Израиля, а Сын Божий, который дарует спасение от вечной смерти греха. Он явил свою силу воскрешеньем Лазаря, показав, что за земной жизнью существование человека не заканчивается. Вербное воскресенье знаменует начало Страстной седмицы, Когда Господь исполнил дело спасения человека. Его схватили, осудили, распяли. Он умер, но воскрес, поправ смертью смерть.

Тропарь (краткое песнопение, посвященное празднику):

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!«

протоиерей Димитрий Куликов