В древней Церкви (II-III века) Пасха отмечалась не как праздник Воскресения, а как воспоминание крестной смерти Спасителя. У многих древних авторов Пасхой называется именно день Распятия и смерти, а не Воскресения. Само слово «Пасха» (от еврейского песах) означает «прохождение мимо» или «переход». Иоанн Богослов смерть Христа назвал «переходом к Отцу» (Ин. 13:1). Ветхозаветный праздник Пасхи, когда вспоминался чудесный исход евреев из Египта и избавление их от рабства и смерти, был прообразом новой Пасхи. Крестная смерть Спасителя стала встречей Пасхи ветхой с Пасхой новозаветной. Распятие Христа совпало с кануном иудейской Пасхи (13 нисана). Когда иудеи закалывали пасхальных агнцев в Иерусалимском храме, в этих жертвах уже не было смысла, потому что подлинный пасхальный Агнец уже был на Кресте.