Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Терновый венец святых

Терновый венец святых

В этом году 5 февраля мы совершаем память новомучеников и исповедников Российских. Об их духовном подвиге, о значении этого праздника в истории православия рассказывает митрофорный протоиерей Александр Румянцев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

— Собор новомучеников и исповедников Российских — православный праздник, который дает нам возможность прикоснуться к драматичной истории нашей страны, духовному и гражданскому подвигу многих наших соотечественников. Как этот день появился в нашей церковной и общественной традиции, как он связан с историей Политехнического университета?

— Иногда наши прихожане недоумевают, почему отдельно от Дня всех святых в земле Русской просиявших, приходящегося на второе воскресенье после дня Святой Троицы, отмечается еще Собор новомучеников и исповедников Российских. Начало этого праздника относится ко времени трагической кончины митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) 25 января по старому стилю, или 7 февраля по-новому, в 1918 году. В хаосе революционных событий в Украине возникло сепаратистское движение об отделении Украины от России, в том числе и части Русской православной церкви в виде Украинской автокефальной православной церкви. Митрополит Владимир выступал против разделения Церкви. Но силы были не равны. Образовавшаяся в конце 1917 года Всеукраинская церковная рада приняла решение созвать Всеукраинский церковный собор, открытие которого состоялось 7 января 1918 года. Митрополиту Владимиру не позволили председательствовать на Соборе, оставив его в качестве почетного председателя. Однако работа Собора продолжалась недолго. 19 января она была прервана из-за приближения к Киеву Красной армии. 23 января большевики овладели лаврой, а через день, вечером 25 января, пять красноармейцев посадили митрополита Владимира в автомобиль и в километре от лавры расстреляли. Перед казнью митрополит благословил палачей.

До настоящего времени неизвестно, кто отдал приказ о расправе над митрополитом. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха, а созданная комиссия по расследованию обстоятельств трагедии ничего не выяснила.

Митрополит Владимир стал первым священномучеником — архиереем ХХ века, а его имя — символом начавшихся гонений на Церковь. Определением Поместного собора Русской православной церкви от 18 апреля 1918 года, 25 января или следующий за ним воскресный день был утвержден днем молитвенного поминовения исповедников и мучеников Российских, то есть в этот день совершали заупокойную службу и панихиду, за которыми вспоминали известных и неизвестных мучеников.

Жестокая и кровавая первая половина XX века стала особенно трагической для России. Кажется, все силы зла были брошены на нее. Русско-японская война 1904-1905 годов, Первая русская революция 1905 года, Первая мировая война 1914-1918 годов, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, репрессии противников новой власти унесли из жизни миллионы человеческих судеб.

Новая власть стала разрушать «старый мир до основания». Она хотела стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. Она начала уничтожать православные храмы и истреблять своих соотечественников — носителей исторической памяти и духовной жизни народа. Бесчисленное множество православных в годину репрессий злодейски убиты и замучены: миряне, монахи, священники, архиереи, единственной виной которых оказалась несокрушимая вера в Бога. Только вдумайтесь в эти цифры — в 1918 году в России было 150 тысяч священнослужителей, к 1941 году из них было расстреляно 130 тысяч. Не десятков, не сотен, а тысяч!

В 1991 году Священный синод принял решение о возобновлении молитвенного поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру в годы гонений, обрушившихся на нашу Церковь в ХХ веке. В 1990-х годах Синодальная комиссия по канонизации проделала огромную работу, которая позволила в 2000 году на Архиерейском соборе причислить к лику святых 834 исповедника. В этот список прибавили имена еще 112 исповедников, канонизированных ранее. Новомученикам была составлена служба, и празднование им было положено в ту же дату.

Первым во главе новомучеников Российских мы почитаем Святейшего патриарха Тихона. В те скорбные для страны годы он призывал мужественно стоять за православную веру, подавая в этом пример. Власти в течение года держали его в заточении, но не сломили святителя и освободили под неусыпный надзор. Были предприняты попытки убийства Патриарха. Но Господь отвел эту беду. Его бескровное мученичество по силе страданий было непрестанным до последнего дня жизни.

Среди пострадавших за веру в ХХ веке — святые Царственные страстотерпцы; священномученики: митрополит Киевский и Галицкий Владимир, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, митрополит Крутицкий Петр, митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) и многие другие известные пастыри, а также преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, и целый сонм святых явленных и неявленных.

Когда читаешь жития новомучеников, невольно думаешь: как человек мог вынести такое? Просто человек, наверное, нет, а христианин с помощью Божией претерпевал самые страшные пытки. Празднование же памяти святых новомучеников и исповедников Российских напоминает нам о горьком уроке истории и судьбе нашей Церкви.

— А среди политехников были люди, прославленные Церковью в сонме новомучеников?

— На данный момент нам известны имена только двоих — это священник Викторин Добронравов, который получил образование в Политехе, и правовед Юрий Новицкий, читавший здесь лекции по юриспруденции. Мы не знаем, пересекались ли их жизненные пути. Возможно, они были знакомы, но достоверной информации об этом пока нет.

Отец Викторин причислен к лику святых в 2004 году. После окончания Санкт-Петербургской духовной семинарии учился на экономическом отделении Петроградского политехнического института. Затем были годы службы в разных храмах нашего города. Активный борец против обновленчества, он был в числе немногих верных православных, кто признавал власть патриарха Тихона. За свои убеждения он был неоднократно арестован. В 1930 году его как подсудимого по делу о «Всесоюзной организации Истинно-Православной Церкви» приговорили к десяти годам лагерей. Через шесть лет освободили досрочно, но через год вновь посадили в тюрьму и затем расстреляли.

Юрий Петрович Новицкий, причисленный к лику святых в 1992 году, — преподаватель Политехнического института и Санкт-Петербургской духовной академии, был видным юристом, православным общественным деятелем, сподвижником митрополита Вениамина (Казанского), вместе с которым принял мученическую смерть в 1922 году. Под влиянием идей Федора Михайловича Достоевского он был противником смертной казни. На Петроградском процессе «по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» его защитник сказал: Он всю жизнь боролся против смертной казни, за облегчение участи семей осужденных, а теперь ему самому грозит смертная казнь. В заключительном слове Юрий Петрович заявил о своей невиновности: Но если кому-то нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных….

— Будет ли увековечена память о святых Политеха?

— Они уже и так увековечены: причислены к лику святых, их имена занесены в церковный календарь. В пантеоне новомучеников и исповедников российских — тысячи человек, и сложно ожидать, что память о каждом из них будет увековечена. У нас есть портретные фотографии Викторина Добронравова и Юрия Новицкого, некоторые документы и воспоминания об их жизни и деятельности. Неплохо было бы организовать отдельную выставку в Музее истории СПбПУ, чтобы политехники и прихожане знали, что были такие удивительные современники, понимали бы, в чем их святость, и молились им.

— Центром духовной жизни в Политехе всегда был Покровский храм, с освящением которого связано имя священномученика митрополита Вениамина (Казанского).

— В декабре этого года наш храм отметит 110-летие со дня открытия и освящения, которое было совершено 28 декабря по новому стилю будущим священномучеником, а тогда — викарным архиереем, епископом Гдовским Вениамином. Таким образом, Владыка, по сути, положил начало духовной жизни в стенах Покровского храма.

— Его единственным настоятелем до революции был бывший ректор Ярославской духовной семинарии, протоиерей Михаил Троицкий. Что известно о его судьбе?

— К сожалению, очень мало. Сухие биографические данные. Родился в семье священника в 1854 году в селе Васильково Мышкинского уезда. До назначения в Санкт-Петербург отец Михаил трудился в Ярославской епархии. По некоторым данным можно предположить, что он стал работать в институте с 1907 года преподавателем богословия. Во время строительства храма принимал участие в работе правления института и обсуждении внутреннего обустройства церкви, а с 1913 года был настоятелем нашего храма до самого его закрытия. Есть церковная запись, что в 1923 году он совершил последнюю требу. На этом сведения о его дальнейшей судьбе обрываются.

— Новомученики жили в экстремальное время — время гонения на христианство. Как Вы думаете, сейчас верующие должны к ним обращаться?

— Чтобы молиться новомученикам, нужно понять, что для нас всех значат их опыт? В годы террора делали выбор: со Христом я или нет? Тогда сила духа проявлялась максимально.

В нашей жизни каждый человек имеет право выбора. Он есть всегда, пусть и не самый сложный. Помнится, еще совсем недавно некоторые, в силу разных причин, открещивались от христианства. И на вопрос, верующие они или нет, малодушно отвечали: «Нет, я только изредка захожу в храм свечку поставить». Хотя, казалось бы, чего опасаться: прошли времена репрессий, когда за веру могли посадить в тюрьму или отправить в ссылку. Но открыто признать себя христианином опасались из-за того, как воспримет это коллектив или начальство.

Но говорят, что предавший в малом, предаст и в большом. Нынешняя ситуация — яркое тому подтверждение. С началом спецоперации, когда весь мир ополчился против России, разве перед нами не стоит тот же самый вопрос — я со Христом или нет? Я со своей Родиной или нет? Общество разделилось: большая часть, истинные патриоты, сплотилась вокруг Отечества. Наши солдаты, защищая его, как подлинные герои готовы отдать свою жизнь за Родину. Но есть и те, кто сбежал из страны. Из страны, которой они обязаны всем, что имеют, которую они подло предали, и теперь поливают ее и армию, чтобы угодить новым хозяевам. Но ни в одной стране мира никто и никогда не будет уважать предателей и трусов.

Поэтому перед лицом жертв наших дедов и отцов надо продолжать борьбу со своими грехами — слабостью, трусостью, маловерием. Разве в этом нам не нужна молитвенная помощь тех, кто под угрозой смерти остался верен Христу? А мы, взирая на сияние славы этих святых, из глубины благодарных сердец будем взывать: «Святии новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!»

Материал подготовлен Центром фандрайзинга и работы
с выпускниками СПбПУ