Теология и технологии
14 мая этого года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся междисциплинарный научно-практический семинар «Теология в контексте научно-технического развития». Храм Покрова Пресвятой Богородицы при СПбПУ выступил соорганизатором мероприятия вместе с Санкт-Петербургским Общественным Движением молодых специалистов науки и техники при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и Комитета по науке и высшей школе администрации СПб.
Эта встреча приобретает особую значимость по двум причинам. Во-первых, она приурочена к подготовке и проведению осенью текущего года в нашем городе междисциплинарной научно-практической конференции «Системная благотворительность как альтернатива экономике потребления». Во-вторых, таким образом Санкт-Петербургское Общественное движение молодых специалистов науки и техники отпраздновало своё «совершеннолетие» — прошло восемнадцать лет со дня его создания и государственной регистрации в 2003 г.
В работе семинара приняли участие преподаватели и учёные СПбПУ Петра Великого, доктора и кандидаты наук ФТИ им. Иоффе, ГГО им. А.И. Воейкова Росгидромета, ИЭЭ РАН, Института цитологии РАН, ИПМаш РАН, ИПТ РАН, АО «АТОМПРОЕКТ», СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель департамента математики и разработок ОАО «Деловые линии», богословы Санкт-Петербургской Духовной академии, духовенство храма Покрова Пресвятой Богородицы при СПбПУ Петра Великого, представители научно-технического бизнеса и молодые учёные.
Выступавшие выразили единодушную поддержку в направлении развития диалога на стыке богословского и естественно-научного знаний, выразили заинтересованность в расширении сети семинаров по направлению «теология и технологии».
Семинар, модератором которого выступил настоятель храма протоиерей Александр Сергеевич Румянцев, прошёл живо и интересно. В целом докладчики всесторонне освятили основную тему встречи — возможность применения теологического знания для построения междисциплинарного взаимодействия в научно-техническом сообществе с целью построения проектов созидания, научно-технического и экономического развития как нашего региона, так и в целом нашей страны. Все участники были единодушны во мнении благотворного значении сотрудничества теологии и технологии.
С большим интересом присутствующие обсуждали доклад Председателя СПб ОД молодых специалистов науки и техники Виталия Сергеева «Христианская интуиция в истории научно-технического развития», в котором были продемонстрированы некоторые интуитивные предпосылки в истории науки, возникшие исключительно на изучении теологии. Оживленную дискуссию вызвало также выступление протоиерея Максима Зенкова, затронувшего тему значения науки в жизни верующих людей, и понимания библейских текстов в свете новых достижений науки и сообщение протоиерея Олега Гуменника о разумном применении той силы, которую дает наука, для сохранения Богом сотворенной Земли.
Протоиерей Дмитрий Куликов в своем докладе «Наука и богословие: различия и точки соприкосновения» представил краткий обзор общности и различия в научном и богословском подходах к миру, а также возможностей для их диалога, обогащающего эти взаимосвязанные картины одной реальности.
В частности, он также отметил, что самым существенным итогом семинара, ему видится, возможность общения священнослужителей, людей с богословским образованием, а также верующих ученых, физиков, математиков. Различные точки зрения, иногда неожиданные, позволили посмотреть на привычные вещи под другим углом, с учетом других взглядов. Причем, интерес был взаимным, а состоявшееся в заключении живая дискуссия о тематике возможной будущей конференции о роли благотворительности в научно-техническом и экономическом развитии показала глубокую заинтересованность в развитии направлений конференции и продолжении дискуссии.
Что касается конкретных выступлений, то, на мой взгляд, очень примечательным был рассказ Николая Рычкова о тяжелой, даже изматывающей работе IT специалистов в крупных корпорациях, и о том, что религиозный взгляд на мир позволяет преодолевать сложные моменты в жизни, в том числе и в деловых моментах. Очень важно, что само направление программирования или математики при должном размышлении позволяет специалисту осознавать существование Высшего Разума, Высшей Реальности, откуда уже недалеко до подлинной веры в Бога.
Иерею Леониду Георгиевскому запомнилось выступление двух ученых, которые дополнили мысли друг друга о том, что теология – это одна из наук, имеющая свои методы и свой понятийный аппарат.
Один из них Виталий Сергеев, рассказывая об истории науки, проследил её тесную связь с теологией.
Николай Рычков подчеркнул, насколько важной может быть религия в сфере высоких и информационных технологий. Он отметил, насколько сложно даётся людям работа в условиях всё увеличивающейся интенсивности интеллектуального труда.
Нет никакого противопоставления между теологией и наукой, потому что теология – часть науки. Нет противоборства религии и науки — в определенном смысле они могут хорошо дополнять друг друга, — резюмировал в своем выступлении Григорий Соколовский. И сделал уверенный вывод, что именно религиозный взгляд на происходящее становится помощником в жизни и позволяет расти и развиваться дальше.
Студенты СПбДА в ходе дискуссии подчеркнули важность правильной интерпретации Священного Писания и опасности буквального его понимания.
После окончания конференции её участники еще долго не расходились, продолжая обсуждать интересующие их темы и делились своими мнениями о следующей планирующейся встрече, посвященной теме «системной благотворительности».
В заключении выражаю глубокую благодарность директору Центра проектной деятельности молодежи СПбПУ «Точка кипения» за предоставленную площадку для проведения семинара с надеждой на дальнейшее благотворное сотрудничество.
Протоиерей Александр Румянцев
Приветственное слово к участникам семинара настоятеля храма протоиерея Александра Румянцева
Уважаемые участники семинара!
Свое вступительное слово я хотел бы начать с цитаты нашего великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова, которая, на мой взгляд, является квинтэссенцией нашего мероприятия. «Наука и религия – суть две родные сестры, через всемилость своего Родителя они никогда между собой в распри прийти не могут…».
Этот тезис, что наука и религия тесно взаимосвязаны, особенно явственно проявляется в последние десятилетия, когда, совместное изучение достижений естественных, гуманитарных и общественных наук по направлению «теология и технологии» придает позитивный характер диалогу науки и религии. В этой связи работа семинара особенна актуальна: она позволит обратить внимание молодых ученых на ключевые научные открытия в контексте богословского знания.
Я тезисно ознакомился с основными идеями докладчиков, связанными с обсуждаемой темой, и могу сказать, что диапазон обсуждаемых проблем очень широк. Это «Теология и технологии», «Теология в приложении к естественным наукам», «Теология в научно-техническом и экономическом развитии», «Теология в контексте развития науки и технологий», «Культурное преобразование научно-инженерных кадров в целях развития экономики созидания» и «Культурное преобразование научно-инженерных кадров в целях экономического развития страны». И это лишний раз подтверждает, что успешное разрешение
существующих научных проблем невозможно без включения в него теологического аспекта, о чем до недавнего времени и помыслить было невозможно.Многие люди старшего поколения, которые прошли курсы научного атеизма, по советской привычке привычно думают, что наука и религия противоречат друг другу. Сегодня наряду с расцветом научного знания наблюдается и повсеместный рост религиозности. Это делает особо острой проблему соотнесения научного и религиозного взглядов на мир. Долгие десятилетия в нашей стране богословие было предметом, изучаемым исключительно будущими священнослужителями в духовных семинариях. Да и сейчас, когда в академической среде речь заходит о теологии, то ее воспринимают как некую раритетную дисциплину, которая в принципе не может иметь никакого практического применения.
И когда в университетах стали создаваться кафедры теологии и теологические факультеты, это вызвало неоднозначную реакцию многих именитых ученых. Воинствующие атеисты, главная задача которых — доказать, что никакого Бога нет, до сих пор не видят в теологии смысла, считая ее наследством темного средневековья. И зачем ее возрождать в современных высших заведениях?
Ответ на этот вопрос прозвучал в одном из выступлений Патриарха Кирилла, который считает, что «это открывает путь к открытому и плодотворному диалогу между богословскими и естественнонаучными знаниями». По его глубокому убеждению, теология в вузах, изучаемая на академическом уровне, «… это культурный императив для общества. Долгое время оно было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия». В наши дни «университет призван открывать доступ к многообразию человеческого опыта, в том числе и к религиозному знанию, выражением и изложением которого является теология». И это несомненно соответствует общественному запросу, духовным и культурным потребностям людей, потому что создает возможность приобщения к религиозному знанию в процессе получения высшего образования. И как говорил свт. Филарет, митрополит Московский, «вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».
Раньше казалось, что наука скоро сможет все объяснить, и тогда религия будет не нужна. Но небывалое развитие нано- и биотехнологий, генной инженерии, информационных и квантовых технологий, расширяющие возможности человека, приближают нас к построению системы целостного знания. А это невозможно без учета знания богословского. Как говорил лауреат Нобелевской премии, физик Вольфганг Паули: «В будущем наука будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривать целое».
Наука в познании мира, исследует частное, выводит общие законы, используя разум, логику, практические эксперименты. Религия же наоборот, из общемировых законов выводит частные правила, познаваемые субъективно, основываясь на вере и откровении — познание не от мира, а от Бога.
Наука не просто создала принципиально новую картину мира, сегодня она вплотную подошла к вопросам, ранее относившимся к компетенции философии, метафизики и теологии: как возник мир? Что такое материя? Чем бытие отличается от небытия? Что такое сознание? Как традиционные религиозные воззрения на мир можно увязать с современной научной картиной мира? И в данном контексте теология, как религиозный способ видения мира, становится параллельной научным исследованиям, поскольку, изучая творчество богословов, стремясь постичь замысел Создателя, также использует научные методы.
Какие точки соприкосновения между наукой и теологией, чем богословие может оказаться полезным науке — эти и другие вопросы более полно будут раскрыты в докладах участников семинара. Желаю вам успешной и плодотворной работы! Пусть Господь благословит всех вас!
#точкакипения #спбпу