Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особой силой раскрывается во вторую Неделю Великого поста, в которую мы вспоминаем святителя Григория Паламу, архиепископа Солунского, который в полемике с Варлаамом Калабрийским, Григорием Акиндином и Никифором Григорой защитил учение о Божественном, несотворенном, присносущном Свете, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.

Святитель Григорий родился в 1296 году в Константинополе в семье аристократов, входящих в ближайшее окружение к императору Андронику II Палеологу. Святитель получил классическое образование в императорском университете, где изучал грамматику, физику, риторику и логику. Особых успехов он достиг в изучении сочинений Аристотеля.

Во время обучения в университете святитель Григорий познакомился с приезжавшими в Константинополь монахами со святой горы Афон, по совету которых он «изменил свои прежние привычки», отказавшись от положенной ему светской карьеры и ревностно предал себя воздержанию, посту и бодрствованию.

В возрасте около 20 лет, в 1316 (по другим сведениям, в 1318) году, святитель принял решение о постриге и отбытии на Афон. В 1326 он году был рукоположен в сан священника. Известно, что в тот период своей жизни святитель Григорий удалился от людей и придерживался суровой аскезы, выходя в мир лишь по субботам и воскресеньям для совершения литургии и произнесения проповедей. Также занимался он и богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

В 1337 году святитель был вовлечен в полемику с известным богословом и философом Варлаамом Калабрийским. Посетив Афон, Варлаам начал открыто критиковать уклад духовной жизни монахов святой горы, которые являлись приверженцами «умного делания» — особой традиции, ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», а целью — уподобление Христу, видение нетварного Фаворского света и обо́жение. Эти монахи верили, что подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на Фаворской горе.

Эта традиция носит название «исихазм», а её приверженцы – исихасты.

Варлаам Калабрийский, основываясь на догмате о непостижимости существа Божия объявил исихазм еретическим заблуждением, Фаворский свет – тварным, монашеские практики и духовные озарения исихастов – абсурдными.

Святитель Григорий Палама выступил против обвинений Варлаама. Так, в 1338 году он начал написание труда под названием «Триады в защиту священно-безмолвствующих», в котором он дал богословское обоснование исихазма и ответил на критику Варлаама. К 1340 году составил «святогорский томос» — в нем он, основываясь на Священном Писании, святоотеческом придании и опыте Церкви, называет богословие Варлаама Калабрийского ложным.

Полемика святителя Григория Паламы против Варлаама носила прежде всего практический характер. Задачей святителя Григория была защита духовного опыта не только афонских монахов-исихастов, но опыта, пронизывающего собой всю аскетическую традицию Восточной Церкви. Для него было важным обосновать возможность подлинного обо́жения, т. е. реального соединения человека с Богом, возможности для человека «сделаться Богом по благодати».

В 1341 году в Константинополе в храме Святой Софии состоялся собор, в котором учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он был предан анафеме.

Однако, на этом нападки на святителя Григория и его сподвижников не закончились. На этот раз его противниками выступили богословы Григорий Акиндин и Никифор Григора, которым, при помощи патриарха Иоанна XIV, в 1344 году удалось добиться отлучения от святителя от Церкви и его тюремного осуждения. Через три года патриаршую кафедру занял Исидор I Вухирас, и святитель Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа

В 1351 году в Константинополе во Влахернском дворце состоялся собор, на котором была засвидетельствована правильность позиции святителя Григория. На этом соборе его учение было сформулировано в виде кратких анафематизмов, среди которых можно особо выделить следующие:

  • Божественный свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но – нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой Божественной сущности; Переходя к твари и освящая ее, она сама отнюдь не становится тварью, но продолжает быть неотделимой от Бога.
  • Всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна;
  • Божественная сущность <…> совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же Божественная благодать и энергия, через которые познается Бог и через которые Он причастен творению.
  • Человек всей полнотой своего ествества становится соучастником всей Полноты Божественной жизни в Её нетварных проявлениях через действие в нём Благодати как Самого Бога.
  • Преображение человека (молитвенное восхождение и пр.) возможно только потому, что есть нетварная энергия Божия, оформляющая и осмысляющая тварное естество; С другой, стороны, это преображение возможно потому, что человек, своими силами и за свой риск и страх, стремится приблизиться к Богу. И здесь обоюдное движение навстречу называется синергией.

Согласно соборному томосу 1351 года, все те, кто не считал учение святителя Григория Паламы соответствующим православию, должны были быть отлучены от Церкви. Этот томос был подписан константинопольским императором Иоанном V Палеологом. Вслед за Константинопольской патриархией, в течение XIV в. вся Восточная Церковь признала решения этого собора.

Святитель Григорий умер 14 ноября 1359 года в возрасте 63 лет (по другим сведениям, в 61 год). В 1368 году он был канонизирован в лике святителя патриархом константинопольским Филофеем Коккиным, который также составил и его житие. Мощи святителя находятся в кафедральном соборе святителя Григория Паламы в Салониках (Греция).

Использованная литература:

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.
Православная Энциклопедия. Том XIII.
Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение.
Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие.
Свт. Димитрий Ростовский. Житие святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.
Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий.

Священник Леонид Георгиевский