Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Сновидения (ч.2)

СНОВИДЕНИЯ
(окончание)

Начало новозаветного времени, как и древнего ветхозаветного, было отмечено сновидениями, имевшими вид божественного откровения.

Первые упоминания о таком откровении мы встречаем на начальных страницах Евангелия от Матфея, в связи с событиями предшествовавшими Рождеству Христову, а затем и с самим Рождеством.

Узнав о том, что Дева Мария непраздна, Иосиф Обручник, чтобы не опозорить ее, решил отпустить ее. «Но, когда он помыслил это: се, Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго» (Мф.1,19-20).

После того, как язычники-волхвы вручили свои дары родившемуся Богомладенцу, они, «получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12).

Следом за этим «Ангел Господь является во сне Иосифу, и говорит: встань, возьми младенца и матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью, и пошел в Египет» (Мф.2,13-14).

Следующий сон Иосифу был уже в Египте, после которого святое семейство возвратилось в землю Израилеву. «По смерти Ирода, се Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте, и говорит: встань, возьми Младенца и матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и матерь Его, и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф.2,19-22).

В новозаветном контексте эти сновидения понимаются также, как их понимали пророки, то есть как откровение для просвещения отдельного лица из народа Божия или язычника. По своему содержанию все они относились к Богомладенцу Иисусу и преследовали одну единственную цель – сохранить Ему жизнь, так как после сновидения Иосифу, в связи с его решением отпустить Деву Марию, он становится фактическим хранителем Младенца Иисуса и его Матери.

Еще одно упоминание о сновидении мы обретаем в предпоследней главе евангельского повествования и тематически оно связано с судом над Иисусом. Когда Понтий Пилат вершил суд, жена его послала к нему слугу с просьбой не делать Праведнику ничего плохого. «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего праведнику тому; потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.29,19).

О том, видел ли Сам Иисус сновидения, в Евангелиях ничего не говорится. Вероятно, это произошло потому, что евангелисты в изложении Благой Вести мало уделяли внимания психологии Иисуса Христа, но в большей степени тому, что видели в Иисусе Того, Кто знал Отца непосредственно.

Священное Писание, повествуя об апостольском служении учеников Христовых, не упоминает, чтобы апостолы видели сновидения. В книге Деяний упоминается лишь о нескольких ночных видениях апостола Павла, которые поддерживают его мужество и руководят им в его миссии, но не приносят ему никакого откровения вероучительного характера.

Только один апостол Петр в день Пятидесятницы, обращаясь к народу, приводит в подтверждение своих слов пророчество Иоиля, в котором сновидения представлены, как проявление Духа в последние дни. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян.2,17).

Итак из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: сновидения являются  индивидуальными божественными откровениями, которые бывают у людей независимо от их религиозной принадлежности. Оба Завета: и Ветхий, и Новый подтверждают это.

Однако, мы должны помнить, что Священное Писание – это летопись домостроительства спасения человечества. Бог, создавший мир и венец Своего творения – человека, постепенно, в связи с возрастанием человечества, открывает ему Свое Имя, Свое Существо. Он создает народ, который должен был нести весть о Нем, Едином Боге, и через него возвещал и предуготавливал  мир к заключению Нового Завета посредством Своего Сына.

На первоначальном этапе создания народа Божия сновидения сыграли свою положительную роль. Ими ветхозаветные патриархи были поучаемы и наставляемы. Затем сновидения отошли на второй план и совсем исчезли из ветхозаветной истории. На их место пришли пророчества, как новый вид божественного откровения. В новозаветной истории Бог через сновидения с явлением Ангелов охранял родившегося Богомладенца Иисуса.

В отличие от сновидений ветхозаветных патриархов, сновидения, которые видели множество поколений людей, в том числе и нынешнего времени, имеют сугубо субъективный характер и лишь только некоторые из них имели историческое значение. Еще в древности человек увлекался разгадыванием снов и была даже профессия – толкователя снов. Но, просвещенные от Бога мудростью люди, уже тогда благовествовали, что не всем сновидениям можно верить, а только тем, «если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления». И поэтому, учитывая опыт прошлых поколений, и опираясь в основном на Священное Писание, Церковь Христова проповедует нам не увлекаться разгадыванием снов и поступать в личной жизни согласно им, чтобы не исполняться мечтаниями и не впасть в заблуждения.

«Отче наш, сущий на небесах!.. да будет воля Твоя и на земле, как на небе…»(Мф.6,9-10).

Материал подготовил протоиерей Александр Румянцев