Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Распятие (ч.2)

РАСПЯТИЕ
(окончание)

Предполагают, что Господь Иисус Христос был распят на «кресте св. Антония». Но с большей долей вероятности Он был распят на кресте, на котором горизонтальная перекладина располагалась на столбе таким образом, чтобы над головой казненного оставалось место для таблички с указанием преступления. Евангельское повествование о том, что табличку прибили «над головою Его», скорее подтверждает этот вариант.

Рассказывая о смерти Учителя, евангелисты описывают стандартную для того времени римскую процедуру распятия, по которой, после объявления приговора осужденного заставляли нести горизонтальную перекладину креста до места казни, обычно располагавшегося за чертой города. Руководитель группы из четырех человек, приводившей приговор в исполнение, обычно возглавлял процессию, неся пред собою знак с указанием совершенного преступления. На месте казни приговоренного бичевали, затем вытянутые горизонтально руки прибивали гвоздями к перекладине или привязывали веревками. Крест с телом поднимали и закрепляли в вертикальном положении. Над головой прибивали табличку с указанием преступления. Кроме того, под ступнями прибивали дощечку или колышек, чтобы казненный мог перенести на нее часть веса. Для этого ему приходилось подтягиваться, сгибая ноги в коленях, что только усиливало муки. Так как регламент распятия не считался строго установленной процедурой, то в отношении Иисуса Христа были допущены некоторые отступления: над Ним издевались и бичевали до вынесения приговора, вероятно, чтобы избежать сочувствия толпы, а также не пребили Ему голеней, а для убедительности, что Он умер, пробили бок копьем.

Общество в античном мире испытывало к осужденным на распятие презрение и отвращение. Такое же отношение к ним было и среди иудеев. Слова из книги Второзакония «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (21,23) понимались ими, что и сама казнь содержит проклятие. Поэтому мысль ап. Павла о распятом Мессии в историко-социальном контексте как «соблазне» для иудеев и «безумии» для эллинов обретает ясность и логичность (1 Кор.1,23). Он выражает непосредственную реакцию людей своего времени на возможность искупления через смерть на кресте. Придет ли греко-римскому миру спасение, через распятие – казнь,  мучительную и позорную, и применявшуюся только к рабам? Как может принести иудеям искупление, осужденный, висящий на древе и отмеченный знаком «проклятия Божия» или его труп, как нечто нечистое, отчего надо избавляться как можно скорее?

Однако, ни Сам Иисус, ни Его ученики после Него не пытались затушевать этого соблазна, так как ему давала смысл некая сокровенная тайна, открывавшаяся в свете пророчеств об этом событии. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но смирил… Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,6-8). В распятии Иисус Христос проявил высшую степень смирения и послушания воле Отца, отчего оно имеет вечный вселенский смысл.

В своем самом простом значении крест – это орудие, с помощью которого Бог несет спасение и прощение грехов. В Кресте проявляется мудрость замысла и сила Божия. Иисус был «повешен на древе» как проклятый для того, чтобы искупить нас от клятвы Закона. Его труп, висевший на Кресте «в подобие плоти греховной», был необходим, чтобы Бог «осудил грех во плоти». И как только Закон был исполнен, Он в то же время «истребил его, пригвоздив ко кресту».

Через смерть Иисуса Христа Бог дает нам возможность преодолеть грех и вину, которые оскорбительны для Него и отделяют Его от человека. Через  крест Бог становится справедливым и праведным Судией, Который в то же время прощает и несет оправдание верующим. Таким образом, Крест возлюбленного Сына Божия – это высшее проявление любви Бога к грешному человеку.

Материал подготовил протоиерей Александр Румянцев
Иллюстрация: Антонелло да Мессина. Распятие. XV век.