Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Молодёжь о патриотизме

МОЛОДЁЖЬ О ПАТРИОТИЗМЕ

Статья составлена в сотрудничестве с молодёжным движением ПолиПокров и лично Михаилом Чупрыненко.

В нашей стране, в силу быстрой смены нескольких ценностных парадигм за последнюю эпоху, есть несколько категорий молодёжи с различным отношением к нашей Родине. Различия в рамках одной обычно взаимно компенсируются, а личности, взгляд на мир которых отличен от каждой из этих групп, крайне редки. Эти разновидности различаются ценностными установками и мировосприятием, из-за чего дискуссии между ними возможны только в ограниченном формате, а принципиальные противоречия между ними не разрешимы. Единственное, что составляет предмет борьбы между ними — ум ещё не сформировавших своё зрение людей, то есть, происходят войны ума.

Будем идти в в порядке хронологии появления различных систем ценностей в нашем народе. Итак, первую категорию составляют молодые люди, система ценностей которых основана на народной традиции, мировосприятие которых исторически являлось естественным для русского народа. Данная система ценностей обычно бывает вложена в формирующихся молодых людей старшим поколением. В отношении государства, её можно охарактеризовать принципом «человек для государства»: в исторически сложившемся русском обществе каждый человек стремился внести свой вклад в благополучие и процветание своей родины, послужить стране и народу. Только благодаря такому укладу Россия прошла через все исторические перипетии и водовороты, каждый раз вставая с новой силой. Отношение к тем или иным действиям власти у этих людей может быть различным, но эти молодые люди всегда поддерживают государство и власть, так как без неё не мыслят родину и готовы посвящать себя ей бескорыстно.

Вторая категория молодых людей также впитала ценности предыдущих поколений, но относится к более молодой традиции — советской. Эти люди относятся к государству, как к силе, обеспечивающей порядок и процветание общества. Обычно это люди с активной гражданской позицией, достаточно демократично (но не либерально!) настроенные. Эта категория молодых людей готова вносить свой вклад в общественное благополучие, трудиться на благо своей страны и жить её интересами. Правда, взамен они ждут от власти того, ради чего они трудятся — общественного порядка, благополучия и процветания. Эти люди стремятся к образованию в России гражданского общества в лучшем смысле этого слова и надеются на изменение или корректировку власти под критерии гражданского общества в советском понимании этого слова.

Третья категория — это люди с либерально-демократическими ценностями. Обычно они относят себя к интеллигенции. Государство они воспринимают, как помеху и ограничение, необходимое зло. И чем меньше его влияние, тем, по их мнению, лучше для общества. Четвертые — это люди с «современным» мировоззрением, которое сформировалось под влиянием беспорядка и неустроенности 90-х годов. Идеология этих людей проста — если что-то дают, то нужно брать, неважно откуда оно появляется. Поэтому отношение к государству потребительское, государством эти люди почти всегда недовольны — потому что оно не насыщает их безмерные аппетиты и заставляет что-то отдавать взамен.
И пятая категория — молодые люди, которые не «мудрствуют лукаво» по отношения к политике, в целом придерживаются государственной линии, но по большей части относятся к государству достаточно безразлично. Они сознают его как необходимость, как объективную реальность, которая обычно не подвергается пересмотру. Чаще всего, такие люди составляют фундамент общества. За их умы обычно и идёт борьба первых трёх категорий. И от итогов этой борьбы зависит не просто курс политики, а выживание нашей родины, потому что Истина только одна, а всё остальное погибнет в долгой перспективе.

Итак, каков же православный взгляд на то, как к нужно относиться к своей стране? Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14).

Отсюда следует, что надо отдавать кесарю кесарево, каким-бы плохим он ни был. Но стоит ли одобрять каждое действие власти? Нет, определённо. Любое действие власти должно соотносится с божественным законом, потому-что для православного христианина нет ничего важнее чем Бог и Его заповеди.

Как же должна выглядеть работа с этими категориями людей? В первую очередь, стоит осознать, что мы, сами, православные христиане, являемся причиной того, почему нас так мало. Так, например, подобное говорит иерей Даниил Сысоев (Царствие ему Небесное) «Причины распространения ислама в том, что христиане стали поступать вопреки воле Бога, вопреки той заповеди, которую давал Господь. Как сказал один святой, ислам дается как бич Божий на разленившихся христиан. Даже в России — вот сейчас, в наше время, когда у нас начались активные исламские теракты; когда Россия выбрала тележвачку; когда люди в массе не захотели жить по-Божьи, а захотели жить по-своему — и пришел ислам, пришла исламская резня! Это как такое наказание.» Отсюда следует, что мы должны поступать полностью по воле Божией, говоря, как говорил Господь наш Иисус Христос «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» (Лк.22:42) Во вторую очередь, следует полностью отказаться от модернистской ереси, которая смешивает нас со всеми остальными религиями. Всё остальное от дьявола и это стоит помнить, мы должны непрестанно искоренять ересь модернизма, которая медленно охватывает нашу Православную Церковь. Церковь должна привлекать молодёжь в первую очередь двумя факторами: 1) Внешнее гремящее Великолепие: храмы, иконы, службы, церковная музыка у нас потрясающе красивы и величественны. Куда там мрачным католикам и минималистичным скучным протестантам. 2) Внутренняя сила: а внутри этого великолепия — аскеза, строгость канонов и обрядов, верность древним традициям. Куда там 45-минутным проповедям протестантов, где все сидят в айфонах перед нашими многочасовыми литургиями и всенощными бдениями?
Модернистская же Церковь никому не нужна. Наша сила в незыблемой Истине, которая неизменна от начала. Читая любого Отца церкви, где-бы и когда-бы он ни жил, мы видим у них всех одно — полное согласие друг с другом в вопросах веры. Никакого отступничества быть не должно.

Ну, и, наконец-то, когда это будет выполнено, следует работать по каждой категории людей индивидуально. Молодежи из первой категории, чтобы привить православный-патриотизм, то есть, подлинный, без всякого язычества, следует насадить идею о Катехоне. Россия сама по себе, без божественного замысла — ничто, только сознавая себя как Катехон, она является чем-то значимым и тем, что следует защищать и оберегать. Молодёжи второго, советского типа, следует высказать идею о том, что если Россия станет православной, тогда народ будет влиять на власть и на её действия. Также стоит донести до этих людей мысль, что построение гражданского общества невозможно без нравственного и духовного развития его членов, а самой естественной и наиболее подходящей русскому человеку нравственной системой является Православие. С молодёжью третьего, либерального типа следует взаимодействовать на уровне пользы православия с точки зрения биологии. Тогда, увидев красоту и полезность православной аскетики, логичность законов Бога нашего, они, возможно, смогут уверовать в Господа нашего Иисуса Христа. Также в целом стоит уменьшить влияние либеральных идей на территории России, так как они чужды русскому духу. Людям с четвёртым типом мировоззрения стоит показать, что нет ничего более наполняющего, чем христианская вера. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.» (Мф.5:6). В целом, также стоит заметить, что духовный рост населения как раз искореняет философию бездумного потребления. А проблема привлечения к вере Христовой пятой категории, ‘тёплых’ людей, при решении предыдущих, отпадёт сама собой, ведь они со всех сторон будут окружены любовью Православия.

Почему же методы предоставленные нами направлены на повышение веры у людей и не влияют прямо на любовь к Родине? Потому-что Родина без веры, как вера без дел, мертва «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Если мы сохраним Родину свою, потеряв веру, не будет нам в том никакой пользы, как если бы мы хотели сберечь своё тело, погубив душу. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.» (Мк.8:35)

Именно поэтому все наши силы должны быть направлены на сохранение и распространение веры среди молодёжи. Спасение придёт только от Бога. Только когда мы начнём идти путями Божьими, только тогда Россия воспрянет ото сна. «Русь Святаяхрани веру православнуюв ней же твое утверждение!»

 

авторы — студенты Илья Карпов, Михаил Чупрыненко