Крещение Господне
О празднике. 6/19 января Святая Церковь отмечает двунадесятый праздник Святое Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Под именем Богоявления подразумевается праздник, в котором воспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане. Богоявлением называется этот праздник еще и потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя. Поэтому Св. Церковь празднуя крещение Господне, утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную.
Издревле этот праздник назывался также днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» (Мф. 4,16), и спасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя (2 Тим.1,9-10), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его, крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.
О Великом освящении воды. Из обычая крестить оглашенных накануне Богоявления возник обряд Великого освящения воды. Молитва богоявленского водоосвящения взята из чинопоследования таинства Крещения. Древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Поэтому в древности освящали воду только один раз накануне Богоявления. И этот обычай просуществовал до ХI-ХII в. Затем, под влиянием Иерусалимского устава этот обычай уступил двукратному водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и накануне и в самый день Богоявления. Последний обычай, постепенно усиливаясь, с течением времени приобрел положительное значение.
Об освященной воде. О свойствах воды освященной в Крещенский сочельник упоминал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, говоря, что она не портится от продолжительности времени и сохраняется совершенно свежею в продолжении целого года и даже более. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает ее пить тем, кто отлучен от причастия. Благочестивые христиане также издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить ее при св. иконах.
О сочельнике. День навечерия Богоявления особенно торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании днем чрезвычайно святым. Занятия рядиться и гадать, считавшиеся позволительными в дни предпразднества Крещения, известные в народе под именем «Крещенских вечерков», — накануне Крещения признавались великим грехом. В навечерие Крещения всякий считал своим непременным священным долгом побывать в храме. Есть рыбу в навечерие считалось величайшим грехом; не вкушалось и масло. Всякий, сообразно требованию церковного Устава, считал своей священной обязанностью поститься в этот великий день и до освящения воды не позволял себе ничего вкушать. Положено было вкушать «сочиво (зерна) обварено, или кутию с медом», отчего день навечерия Богоявления обыкновенно назывался сочевником или сочельником.
О купании в проруби. В прошлом, в народе этот праздник был известен под именем «Иордани», т.к. существовал обычай устраивать церковные процессии на реки для освящения воды, подразумевая как бы на Иордан. В некоторых местах России существовал обычай в этот день купаться в реках, устраивая для этого проруби. Купались в основном те, кто на Святках рядился, гадал или иное что делал, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордан во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу святой воды освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой в реке значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.