День Святой Троицы
Христианство подразумевает веру в единого Бога, который открыл Себя в Священном Писании как Отец, Сын и Святой Дух. Отсюда, понятие «Троица» означает, что внутри единой сущности Божества мы должны различать три «лица», которые, с одной стороны, не представляют собой трех богов, а с другой — не выступают в качестве трех частей или способов проявления Бога, но суть единый вечный Бог, изначально равный Самому Себе.
Как в Ветхом,так и Новом Заветах содержатся ясные указания на триединого Бога. Поэтому представление о Троице довольно скоро вошло в вероучительные определения Церкви,как исповедание веры в Бога Отца, Иисуса Христа — Его единственного Сына и Святого Духа.
Подобно тому, «как Сын Божий явился на земле видимо,- рассуждает св. Григорий Богослов, — то и Духу Святому надлежало явиться видимо.» Будучи чистейшим и безтелесным, Св. Дух избрал чувственное знамение, чтобы ощутительнее явить Свое присутствие.Это произошло в праздник иудейской Пятидесятницы, который был одним из трех великих годичных праздников. А после плена этот день стал еще и одним из главных праздников иудаизма, когда многие жители из самых удаленных уголков Римской империи возвращались в Иерусалим, чтобы поклониться Богу.
Апостолы и ученики Господа, оставшиеся, по Его слову, в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы молились в горнице. Внезапно раздался шум, как от несущегося сильного ветра,на них сошел Св. Дух, и они увидели огненные языки, почившие на каждом. Бурное дыхание и видение огненных языков продолжалось недолго, — может быть несколько мгновений; но Дух Святой навсегда наполнил Собою души и сердца апостолов и учеников Христа. Ко времени Пятидесятницы они созрели и возросли духовно; тогда и снизошла на них полнота дарований духа Божия, и они явились первыми плодами искупительного дела Христова. Поэтому сошествие Св. Духа на верующих во Христа стало завершением искупления и спасения Богом человека. Кроме того, явлением Св. Духа наиболее ясно открылось людям таинство Святой Троицы.Вследствие этого Св. Церковь учит нас благочестно исповедывать Пресвятую Троицу и прославлять все три лица, участвовавшие в сошествии Св. Духа: Бога Отца, пославшего Св. Духа, — Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Св. Духа и — Бога Духа Святого, сошедшего в виде огненных языков.
С этого величественного явления Божией силы начинается Святая Церковь. С тех пор Пятидесятница считается днем рождения Церкви. «Светло и торжественно,-говорит преосв. Феофан, еп. Тамбовский,-празднует Св. Церковь сошествие Святого Духа на апостолов. И как ей не праздновать? Потому что Духом Святым собственно создана Церковь Божия на положенном в Господе Иисусе Христе основании: Им окончательно открыты и уяснены апостолам тайны царствия и все учение христианское…»
Вследствие всего сказанного праздник сей имеет несколько наименований, непротиворечащих друг другу: а) день сошествия Святого Духа; б) Троицын день или День Святой Троицы; в) Пятидесятница — 50-й день после Пасхи.
иллюстрация The Holy Trinity by Antonio De Pereda