ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА
Заметкой «Берегите слова» мы начали цикл заметок, посвященных Рождественскому посту. Однако, как вы знаете, главная задача поста – это молитва о прощении грехов. Поэтому прежде всего мне хочется поделиться размышлениями о том, что такое молитва?
Вера в Творца полагает начало молитве. Из этой аксиомы, как учит Св. Церковь, следует, что молитва – это возношение ума и сердца к Богу через благоговейные слова, подкрепляемые делом. Благодаря ей устанавливается общественное или личное общение с Богом.
Вся священная история несет на себе отпечаток молитвы, так как все великие события этой истории отмечены молитвой посредников или всего народа.
Среди известных ветхозаветных молитвенников особое место занимает пророк Моисей. Скорее он возвышается над ними. Но ни мудрость, ни могущество, ни известность послужили причиной того, чтобы Моисей стал молитвенником и освободителем народа, а призвание Божие, которое он принял со смирением. Ягве явился ему, открыл ему одновременно и Свое Имя и Свой спасительный замысел, возвестил ему о посланничестве и дал ему силу его выполнять (Исх.3,1-15).
Моисей постоянно ходатайствовал за свой народ. И сила его ходатайства достойна удивления: своей молитвой он обеспечил Израилю победу над врагами (Исх.17,9-13), и получил для него прощение грехов (Исх.32,11-14; Числ.14,13-20; 21 и сл.). Он спас его от смерти, в тоже время сам избегая гнева Божия. «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей (Исх.32,31)- молился Моисей.
И наконец апогея: Бог через Моисея, освободив свой народ скрепил с ним Завет-Союз (Исх.24,8) и дал ему свой Закон (Исх.24,5). В отличии от заповеди данной Адаму в начале истории человечества, Закон данный Моисею более широко раскрывает понятие греха.
Теперь грех – это нарушение Закона, норм бытия тварного мира, установленного Богом, нарушение воли Божией и, следовательно, — оскорбление Бога. Согрешая против Бога, человек достигает только того, что губит самого себя. Бог дал нам законы не для Своего блага, а для нашего: «дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь» (Втор.6,24).
Осознание греха подвигает ветхозаветных молитвенников возносить ум и сердце к Богу. Основываясь на ткани жизни: на произошедшем и происходящем они молились, чтобы в настоящем Бог оказал помощь, а в будущем даровал спасение. В молитвах четко прослеживаются эти мотивы. Первопричины молитв таковы: выпавшие испытания, желание надежды на помощь, стремление к истинному благу.
Важное значение в жизни ветхозаветного народа имела общественная молитва. В ней четко прослеживается чувство молитвенного единства народа, что придавало силу молитве.
Наравне с ней развивается и личная молитва. Для книг послепленной эпохи характерна пространная личная молитва. Эти молитвы входили в состав различных повествований, предназначавшихся для чтения. Затем они могли становится и личными молитвами. Составители Псалтири, обладающей универсальным характером, прямо имели в виду ее молитвенное назначение.
Заканчивая краткий и далеко не полный экскурс о ветхозаветной молитве, хотелось бы вернуться к молитве пророка Моисея и подчеркнуть всю важность силы его молитвы, раскрывающую во всей полноте его любовь к своему народу. В силу этой любви он стал прообразом страждущего Отрока Божия, Который будет ходатайствовать за грешников и понесет на Себе их беззакония (Ис.53,12). Вот почему он явился рядом с Ним на горе Фавор- Преображения.
Получив Закон, Моисей стал посредником между Богом и людьми. В Новом Завете только ему, подобно Христу, дано такое наименование. И если через Моисея Бог дал Закон одному израильскому народу, то посредничесвом Христа Иисуса (1 Тим.2,4), Сына Своего (Евр.3,6) Он спасает всех людей. Закон был дан через Моисея, а благодать и истина явились нам через Иисуса Христа (Ин.1,17).
Этот параллелизм между Моисеем и Христом с очевидностью показывает разницу между двумя Заветами, а также открывает нам новые свойства молитвы.
В следующей заметке читайте о новозаветной молитве.
Начало в заметке «Берегите слова».