ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА? (продолжение)
Иисус Христос, как и все окружавшие Его люди, вскормленный ветхозаветными молитвами и, особенно, псалмами, ставшими Его собственной молитвой, привнес в понятие молитвы новый смысл.
Прежде всего Он, воплотившийся Сын Божий, Сам стал средоточием молитвы, возносимой людьми. Он наполнил молитву надеждой и в то же время отвечал на нее, поощрял и воспитывал веру.
В молитве «Отче наш» (Мф.6,9-13), именуемой молитвой Господней, Христос дал образец молитвы и явил в ней Свое учение о молитве.
Чтобы понять смысл молитвы, следует рассматривать ее в более широком контексте. Евангельские отрывки Мф.6,1-5;5-8;14-18 служат обрамлением или дополнением к «Отче наш». Из них следует, что Иисус в обращении к Богу противопоставляет буквальный смысл к более глубинному. Он предлагает не застывшую формулу, которую использовал Сам и которую заповедал ученикам, но тот тип молитвы, которую должны принять те, кто почитает Бога глубоко и нелицемерно.
Ключ истинного богопочитания лежит в Его словах «Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев; то вы не войдете в царство небесное» (Мф.5,20). Поэтому из тех же слов Христа истинное богопочитание заключается в творении милостыни, молитве и посте, совершаемых не напоказ.
Обращение в молитве к Богу как к Отцу является новой формой обращения и указывает на близость Бога к человеку, которая превосходит близость к Богу, ощущаемую, например, в псалмах. Это призывание есть выражение веры, приводящее к отдаче самого себя, благодаря которой человек включается в высшую сферу любви.
Далее Иисус ставит на первое место заботу об исполнении замысла Божия: о Его имени, о Его царстве, об осуществлении Его воли.
Кроме этого в молитве испрашивается и хлеб, затем прощение после примирения с детьми одного и того же Отца и, наконец, благодать устоять в испытаниях грядущего времени.
Основываясь на других словах Христа, преобладает впечатление, что уверенность быть услышанным состоит в том, что молящийся обращается к Отцу; что Отец присутствует во время молитвы и слышит молитвы произносимые в тайне; что, обращаясь к Отцу, не следует быть многословным и твердить эти слова без устали, точно Бог Отец находится от нас далеко; что надо прощать другим, как прощает Отец и молиться непрестанно в братском единении, вспоминая свои прегрешения.
Однако, кульминация учения Христа о молитве заключается в том, чтобы верующий человек от молитв о получении даров Божиих обратился бы к молитве о получении того дара, который ввел бы его в общение с Самим Богом. Таким образом, Молитва Господня дает нам ориентир, позволяющий правильно определить приоритеты Царства Божьего.
Окончание следует.