ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
Когда открываешь Священное Писание и перелистываешь его страницы, то почти на каждой странице невольно встречаешься с той реальностью, которую называют грехом. Определения этой реальности, в основном, заимствовались из человеческих отношений, хотя впоследствии в это понятие включается понятие долга. Грешником, таким образом, представляется тот, кто делает злое перед очами Божиими. Однако, во всей полноте природу греха с его лукавством мы можем выявить и понять только через библейскую историю. Откровение о человеке, изложенное в ней, в то же время является откровением о Боге, о Его любви и милосердии к грешнику. Иными словами, ветхозаветная и новозаветная истории спасения человека – это история постоянно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности ко греху.
Чтобы понять, что такое грех необходимо обратиться к первоначальной истории человечества, когда еще не было слова грех и вспомнить грехопадение Адама. Описание этого события, необычайно богатого по своему содержанию, полагает начало учению о грехе.
Отношения Бога Творца и первого человека строились не столько на зависимости человека от Создателя, сколько на дружбе с Ним. Бог из любви к Своему творению ни в чем не отказывал человеку, как Своему образу и подобию, и ничего не оставлял для Себя одного, даже жизни.
Первый человек был безгрешным существом и жил в единстве с Творцом. Адам и Ева были наделены разумом, чувствами и волей, ориентированной на Бога, но свободной и значит способной на послушание и на непослушание.
Поддавшись внушению змея, человек перестал доверять Богу и стал сомневаться в Его бесконечных щедротах. Само понятие о Боге принимает извращенный смысл. Человек стал думать о Боге, как о каком-то ограниченном, расчетливом существе, целиком занятом лишь заботой о том, чтобы защитить Себя от своего создания, а о заповеди, данной для его же блага, стал думать, что Бог установил ее для охраны Своих преимуществ, оградив ее предупреждением – ложью.
Поступок Адама, кроме, явившегося по существу, непослушания воле Создателя, как бунтарства в виде противопоставления себя Богу, имеет и глубоко внутренний акт. Человек отказывается зависеть от Того, кто его сотворил и желает быть единственным владыкой своей судьбы, разрушая тем самым отношения, соединявшие его с Богом.
Таким образом, грех Адама, возникший из непослушания, повлек за собой трагические духовные, физические и социальные последствия для всего человечества. Из-за того, что грех первых людей вменяется всему человечеству, он именуется первородным грехом.
Добровольно выбрав путь греха, Адам и Ева сразу же испытали чувство вины, о чем свидетельствует их желание скрыть наготу. Попытки спрятаться от Бога означали, что они пережили разрыв с Богом и духовную смерть, а уклончивые ответы на вопросы Бога и возложение вины друг на друга показывают в какой мере грех проник в человеческую душу.
Отказавшись от Бога и поняв, что ответственность за проступок лежит на нем, Адам бежит от Бога. Изгнание из рая последовало как своего рода утверждение его собственного решения. В то же время ему пришлось убедиться, что предостережение не было ложным. Вдали от Бога доступ к дереву жизни был невозможен и смерть окончательно вступила в свои права. Херувим и огненный меч, охраняющие это дерево, символизируют барьер, который разделил грешного человека и Бога.
Грех, будучи причиной разрыва отношений между человеком и Богом, вносит такой же разрыв в человеческие отношения. Еще в раю внутри первоначальной четы происходит такой разлад.
Продолжение следует