ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ (окончание)
Этот Отрок никто иной, как собственный Сын Божий, пришедший освободить человека от греха.
С пришествием Иисуса Христа открывается новая эра в отношениях между Богом и человеком. Бог открывается не как грозный судия, но как любящий Отец. «Бог есть любовь» (1Ин.4,8). Эти слова апостола не могут читаться наоборот и, чтобы понять их, человеку необходимо исключить из своего сознания узкочеловеческое представление о любви.
Словом «любовь» обозначается множество различных явлений: плотских и духовных; эмоциональных и интеллектуальных, серьезных и легкомысленных; созидательных и разрушительных. Любят приятную вещь, животное, товарища по работе, подругу, родителей, детей, женщину.
Но, когда понятие любви, проникает в религиозную психологию человека, и сталкивается с богатым и конкретным человеческим опытом, тогда оно задает импульсы для множества других вопросов. Может ли Бог, столь великий и столь чистый, снизойти до того, чтобы любить человека, столь ничтожного и грешного? И если Бог все же любит его, как человек может ответить на такую любовь? Каково соотношение между любовью Божией и любовью человеческой?
Любовь Бога к человеку была всегда. И хотя в Священном Писании Ветхого Завета на его первых и последующих страницах слово «любовь» не встречается, но ее качественное проявление в благости и милосердии Божием ощущается в отношении к падшему Адаму. В дальнейшем она проявлялась в дружбе Бога с Авраамом, Моисеем и пророками. Резюмируя целый ряд ветхозаветных событий о любви Бога к человеку нельзя не отметить, что она была исполнена благоволения Божия и человеческого предательства, страданиями отверженной любви, мучительного преодоления их для достижения подлинной любви и принятия ее как благодатного дара.
В Новом Завете любовь выражена в одном событии, сама природа которого коренным образом изменила все положение вещей. Иисус Христос пришел, чтобы как Богочеловек пережить драму любви между Богом и человеком, открывшейся во всей силе и трагизме на Кресте. Голгофа – это место совершенной любви Божией, чтобы мир имел жизнь и чтобы мы стали детьми Божиими.
Но эта апогея любви Божией к человеку проявится в конце земной жизни Спасителя. До этого же Иисус Христос находился в окружении грешников. И к ним, в основном, была направлена Его проповедь, ибо Он пришел ради них, а не ради праведников.
Ветхозаветная праведность опиралась на Моисеев Закон и иные религиозные, нравственные, гражданские и богослужебные предписания, которые были средоточием жизни израильтян. Возвещая свою любовь к Закону, они этим выражали любовь к своему Богу. Со временем Закон превратился в мелочное крючкотворство, отчего праведность человека, перед временем Христа, зависела уже от чисто механического или внешнего его исполнения.
Спаситель учил, что Он пришел не упразднить Закон, а исполнить его во всей полноте. Он отклоняет предания старцев и ратует об исполнении Закона до последней йоты. Он и Сам исполняет Закон. Он не противоречит Моисею, а продолжает его, совершенствует его учение, ставит в обратном порядке своды Завета и устанавливает новые нормы. В конечном итоге праведность, проповедуемая Спасителем сводится к двойной заповеди, изреченной в древности и повелевавшей человеку любить Бога и любить ближнего как самого себя, потому что все зависит от этого и все из этого вытекает.
Христос не видел вокруг себя праведников. Он считал, что даже те, кто видел себя праведником не являются таковыми, так как они оценивали свое нравственное состояние внешним законом. По Его слову, человеку необходимо обратиться к своему сердцу, потому что внутри его находится грех. Из него «исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк.7,21-23). Поэтому, принимая любовь Божию и, особенно жертвенную любовь Христа, человек должен: созидать в себе новое сердце; коренным образом изменить свой дух; расположить себя к принятию Божией милости и поддаться ее живительному действию.
Подводя итог сказанному, нам прежде всего хочется отметить, что мы, ставя перед собой задачу ответить на вопрос «что такое грех?», стремились как можно короче рассказать о происхождении греха из-за того, что современный человек уделяет мало времени на чтение. Однако, это удалось мне отчасти. Богословский материал о происхождении зла и греха довольно обширный, поэтому если кого-то заинтересовал этот вопрос, то можно самостоятельно расширить свои знания по этой теме, обратившись к исследованиям уважаемых богословов прошлого века и современности.
Таким образом, из содержания нашего краткого очерка следует, что происхождение греха окутано тайной и, несомненно, связано с проблемой зла. Повествование о грехопадении Адама и Евы, положившее начало истории греха, хотя и не дает рационального объяснения тому, что такое грех и зло, все же проливает свет на ту трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество. Греху человеческому предшествовал грех ангелов, злоупотребивших свободой, который и сделал возможным грехопадение людей. Человек, согрешив впервые под воздействием диавола, стал грешить впоследствии под воздействием своей природы и падших ангелов, продолжающих его искушать.
Священная история повествует, что с продолжением истории человечества, человек жил руководствуясь естественным нравственным законом, правда которого находилась в руках сильного.
Благодаря милости Божией, Божественному замыслу спасения человека, Господь Бог подобно тому, как отделил день от ночи, отделил добро от зла. Он дал человечеству Свой Божественный Закон – Десять Заповедей и другие установления, отчего грех становится реальностью и каждый злой поступок получил свое имя.
Устанавливая Закон, Бог через него хотел оторвать человека из рабства греху. Однако, человек, оглядываясь на Закон, продолжал его нарушать и, если даже и стремился его исполнять, то делал это внешне, следуя только букве Закона.
С особой силой любовь Божия проявилась в пришествии в мир Спасителя. Он исполнил Закон, реформировал его и, ставя во главу двуединую заповедь – любить Бога и любить ближнего как самого себя – переносит центр духовной тяжести на сердце человека, в котором кроется грех.
На протяжении человеческой истории сменялись цивилизации, возникали и исчезали государства и народы, но естественная и нравственная жизнь оставалась прежней и соответствовала своему времени.
Как сказал мудрый: «Нет ничего нового под солнцем» (Екклес.1,9). Думается, что это он сказал, имея ввиду также страсти человеческие и грехи, которые, как в глубокой древности, так и в настоящее время, одни и те же.