ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ ( продолжение )
Общественная жизнь первого человека по своему характеру была полностью религиозной. (Религия – особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам…предполагает несомненную для верующего сознания реальности этого Высшего Существа…). Бог дал человеку заповедь и, как творение, он должен был ее исполнять. Заповедь являлась тогда своеобразным испытанием первого человека, которую он не выдержал и отчего лишился непосредственного общения с Богом и вторжением в мир смерти. Говоря иными словами, — это был первый закон, по своему смыслу, нравственный или естественный, хотя и находившийся в зачаточном состоянии. Независимо от рода и племени все народы, населявшие в то время землю, подчинялись этому закону, начиная от Адама до Моисея. И от того, как люди относились к нему, они оказывались или праведными или неправедными.
Выделенный из народов, ветхозаветный народ был подчинен Богу по Закону Им же Самим открытым Моисею на горе Синай. Когда Бог давал Моисею Десять заповедей, народ Израиля требовал от него, чтобы он говорил с Богом от его лица и заключил с Ним Завет. Моисей объявил Израилю закон Бога — установления о святилище и священниках, о жертвах и соблюдении ритуальной чистоты, а также об исчислении племен.
Определяя Израиль через Завет Своим особым народом, Бог добавляет к этому избранию обетование и условия от осуществления которых зависела его дальнейшая судьба. Израиль должен был повиноваться голосу Божию и соблюдать Его заповеди. Поступая иначе Израиль подвергнет себя гневу Божию и на него обрушатся проклятия. Эти требования, какими бы жестокими они не казались, являлись милостью Божией, и целью их было воспитание Израиля в исполнении воли Божией. Благодаря этому жестоковыйный народ обучался бы святости, ожидаемой от него Богом. Это касается прежде всего соблюдения нравственных повелений, Десяти заповедей, составляющих основу Закона.
О том, что Бог не изменяет Своему слову и продолжает оказывать благость людям с очевидностью проявляется даже в такой ответственный момент, как получение Моисеем скрижалей Завета.
Подобно тому, как история человечества была отмечена грехом, так же началась и история Израиля. При своем зарождении Израиль переживает трагедию Адама. Как Адам Израиль был осыпан благодеяниями Божиими, но не за свою праведность, а за то, что он был избран из среды народов и поставлен первенцем Божиим. Он был не более и не менее грешен, чем все, окружавшие его народы.
И вот, в то самое мгновение, когда Бог вступал в союз со Своим народом, связывал Себя с ним, вручая Моисею скрижали Свидетельств, народ требует от Аарона, чтобы он сделал им бога, который шел бы перед ним и, чтобы они покланялись ему. В поклонении золотому тельцу совершается первородный грех Израиля. Он отказался от послушания Богу, являющегося на более глубоком уровне отказом верить Богу и отдавать себя Ему.
То же самое произошло, когда народ Израиля отказался от пищи, которую давал Бог во время сорокалетнего странствования. Вместо манны народ требовал от Бога еду по своему выбору. «…Ныне душа наша изнывает… кто нас накормит мясом?» (Числ.11,4-6 ).
Израиль отказался предоставить Богу возможность вести его, не желал отдаться Ему. Жадность народа была удовлетворена; но как и Адам, Израиль познал во что обходится человеку подмена путей Божиих своими собственными.
С получением Закона Божия, грех становится конкретной реальностью. Вот эти грехи: поклонение другим богам, создание кумиров, напрасное произнесение имени Бога, не почитание субботнего дня, не почитание родителей, убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, зависть и др.. Предписания нравственного порядка, изложенные в Десяти Заповедях, напоминают об основных требованиях человеческой совести с такой точностью и уверенностью, каких далеко не всегда достигали философы языческой древности, а обилие законодательных установлений приводило в порядок жизнь народа Божия во всех ее проявлениях.
Теперь грех – это нарушение Закона, норм тварного мира, установленного Богом, нарушение воли Божией и, следовательно, — оскорбление Бога. Согрешая против Бога, человек достигает только того, что губит самого себя. Бог дал нам закон не для Своего блага, а для нашего: «дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь» (Втор.6,24).
В дальнейшем нравственное состояние народа Бог поддерживал через пророков, которые обличали грехи как вождей, так и всего народа. Своей проповедью они стремились сохранить народ в вере в Бога и подчинении Ему. Уклонение от путей, предначертанных Богом, приводило народ ко греху, препятствовавшему осуществлению замысла Божия относительно Израиля установлению царства Божия, славы Его и создавало пропасть между народом и Богом. По словам пророков отпадение от Ягве приводит к насилиям, грабительству, неправедному суду, лжи, прелюбодейству, клятвопреступничеству, убийству, ростовщичеству, попиранию человеческих прав, словом ко всем возможным личным и общественным беспорядкам.
Только благодаря верности Бога Своим обещаниям, Он не переставал предлагать Свою любовь ветхозаветному народу до тех пор, пока он был способен вернуться к праведности. И если грех является отказом от любви Божией, то он может быть изглажен, снят и прощен только в той мере, в какой народ или отдельная личность снова согласится вернуться и любить Бога, ибо любовь по своему существу требует такого возвращения. Однако одного отказа от греха, чтобы быть прощенным явно недостаточно. Необходимо было, чтобы Сам Бог возжелал этого и дал человеку новое сердце, новый дух, собственный Свой Дух. Но это уже будет в Новом Завете, когда Закон будет написан не на каменных скрижалях, а в собственных сердцах. Внутренняя перемена человека, как возвещает священная история Ветхого Завета, его извлечение из греха и оправдание может осуществиться только через прямое действие Самого Бога, аналогичное творческому акту, через принесение в жертву таинственного Отрока-Раба.
Окончание следует