Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

Что такое грех (ч.II)

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ (продолжение)

Как только Адам нарушил повеление Божие, то он стал оправдываться и обвинять во всем Еву, которую Бог дал ему в качестве помощницы. Последствия греха, сказавшись на ней,  перешли затем и на детей. Происходит убийство Авеля и наступает царство насилия и закон сильного (Быт.4,24).

Однако, это еще не все. Тайна зла и греха распространилась за пределы человеческого мира. В отношениях между Богом и человеком встает некто третий. Правда, о нем четко и ясно в Ветхом Завете не говорится, чтобы не возник соблазн считать его вторым богом. В книге Премудростей Соломона этот третий отождествляется с диаволом или Сатаной: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2,24). Грехопадение не осталось без последствий и для Сатаны со змеем. Поскольку змей был для Сатаны орудием обмана, то Бог проклял его среди всех животных, а Сатане обещал – поражение.

Трагические события грехопадения, закончившиеся судом Божиим над всеми его участниками, завершились Божиим снисхождением. Бог дал человеку реальную надежду, что наступит время, когда произойдет  Его примирение с человеком.

Думая приобрести независимость, человек обрек себя на вечное рабство греху. Грех, вошедший в мир, постоянно множится и ведет не только человека, но и саму жизнь к гибели, как это было, например, при потопе.

В то время первобытный народ погряз во всеобщем развращении  и вызывал гнев Божий. Один Ной являл из себя во время потопа праведника в полном смысле этого слова. Среди несчастья, губящего мир, он служил прообразом нового человечества.

Восстановление отношений человека с Богом и примирение было не в силах человеческих. Начало этим действиям должен был положить Сам Бог. Дальнейшая история показывает, что благость и расположение Бога, которые человек презрел, сохранились в Существе Божием и продолжали действовать и оказывать влияние на жизнь человека.

В полной мере эта благость проявилась в отношении Бога к Ною. Благодаря своей праведности, Ной избежал гибели с осужденным миром и примирил с Богом землю и ее обитателей.

Итак, подведем сказанному некий итог. Происхождение греха окутано тайной и, несомненно, связано с проблемой зла. Повествование о грехопадении Адама и Евы, положившее начало истории греха, хотя и не дает рационального объяснения тому, что такое грех и зло, все же проливает свет на ту трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество. Греху человеческому предшествовал грех ангелов, злоупотребивших свободой, который и сделал возможным грехопадение людей. Человек, согрешив впервые под воздействием диавола, стал грешить впоследствии под воздействием своей природы и падших ангелов, продолжающих его искушать.