Храм открыт ежедневно с 8-00 и до окончания вечернего богослужения | 8-30 Исповедь | 9-00 Божественная Литургия | 18-00 Вечернее Богослужение

ЧТО СПАСЛО ХРИСТИАНСТВО?

Что спасло христианство?

По мнению некоторых исследователей христианство могло раздробиться и исчезнуть, а мир погрузиться в прежнюю тьму неверия и суеверий.

Причиной для этого возможно предполагаемого события послужило возникшее в 20-х годах IV века арианство,основателем которого был выдающийся для того времени богослов и мыслитель, пресвитер Александрийской Церкви (Египет) Арий. На его умозаключения оказала довлеющее влияние проблема, коренившаяся в теологическом наследии, также выдающегося богослова, учителя Церкви Оригена. Эта проблема коренилась в неразрешенных противоречиях, связанных с выяснениями отношений между Сыном и Отцом.

До наших дней сохранилось много документов, свидетельствующих об арианском учении. Основная идея, лежащая в его основе, — представление о неповторимой, непередающейся, неразделимой и трансцендентной природе единого Бога. Именно Его ариане называли Отцом. А во взглядах на Сына проявляется главная особенность арианства. По их мнению — Сын не может обладать существом или сущностью Отца ( т.к. если обладает, то эта сущность оказывается делимой, сообщаемой или в каком-то отношении единой или непростой,что невозможно по определению). Следовательно, Он существует только по воле Отца, как все остальные творения и вещи.

Упоминание в Священном Писании о рождении Сына от Отца действительно подразумевает особые отношения Отца и Слова или Сына, но эти отношения не имеют онтологического статуса. Слово «рожденный» следует понимать в значении «созданный», а Сына считать творением.

Будучи рожденным или сотворенным Он должен был иметь начало. Отсюда следует и знаменитое арианское утверждение о том, что
«было время, когда Его не было». Поскольку Он рожден не из сущности Отца, как признавали ариане, то Он первенец всего творения. Он сотворен из ничего. Не обладая совершенной или неизменной природой, Он развивался нравственно. И в конечном счете, в силу полной трансцендентности Бога, Сын вообще не имел истинного общения с Отцом или знания Его. По мнению Ария, слово «Бог» применительно ко Христу в Св.Писании употребляется только в том смысле, что в Нем действует Бог.

Таким образом, учение Ария отрицало Божество Сына Божия, а в конечном итоге все сводилось к отрицанию догмата об искуплении рода человеческого Его смертью, воскресению и низведению христианства к проповеди Единого Бога. А по слову апостола Павла, если Христос
не воскрес, то и вера в Него на имеет уже никакого значения. Он становится обычным великим реформатором, пусть даже в религиозной сфере.
Учение Ария нашло многих сторонников и распространялось очень быстро. Споры о Божестве и человечестве Христа велись довольно страстно и часто доходили до драки и кровопролитий.

Конец этим спорам и начало спасению христианства были положены в 325 г. на I Вселенском соборе, состоявшемся в Вифинском городе
Никее. Собор осудил и отверг учение Ария, а также утвердил православное исповедание о Боге Сыне. Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы
все христиане могли точно знать истинное учение веры, оно ясно и кратко было изложено в первых 7 членах Символа веры.

Святая Церковь в память об этом историческом событии установила почитание св. отцов I Вселенского собора в 7-ю Неделю по Пасхе, сразу же после праздника Вознесения Господня, подчеркивая этим, что преславное вознесение Господа служит ясным доказательством неразлучного соединения двух естеств в Иисусе Христе — Божеского и человеческого.

Впрочем, борьба с арианской ересью с окончанием Собора еще не закончилась. Она велась в IV в., V в., в VII в. борьба с ней велась в Испании. В современную эпоху арианская ересь возродилась в форме крайнего унитарианизма; «Свидетели Иеговы» называют Ария предшественником своего учителя Ч.Т. Рассела.