Антипасха. 2-я неделя по Пасхе, апостола Фомы.
В эту неделю вспоминается событие явления воскресшего Господа апостолам и осязание ап. Фомой Его язв. Воспоминание этого явления в первый воскресный день после недели Пасхальной избрано преимущественно потому , что обстоятельства явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа. Оно уверяет не только верующих и чудящихся от радости учеников Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, в том, что восставший силою Божества Своего из гроба Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, а пречистую плоть, которую Он воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, и которой был пригвожден ко кресту, и на которой остались от него язвы.
Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы,издревле составил особое торжество, как бы замену самому Пасхальному дню, отчего и назван Антипасхой, что значит вместо Пасхи. В этот день в первый раз обновилась память воскресения Христова, поэтому неделя Антипасхи получила название недели новой,т.е. первой,- дня обновления или просто обновления. Это наименование наиболее подходит восьмому дню по Пасхе, потому что в этот день Господь благоволил обновить радость Своего воскресения новым явлением св. апостолам.
Так как обновление явления воскресшего Господа было совершено ради св. ап. Фомы, который увидел Господа и осязал Его спасительные язвы, то 2-я неделя имеет и другое наименование — неделя апостола Фомы или Фомина.
Кроме того Фомина неделя называлась в прошлом » Красной горкой» из-за древне-языческих игрищ, которые совершались на гористых местах, ранее других освобождающихся от снега и покрытых первой красивой (красивый — красный ) травой.В этот же день в большинстве случаев заключались и браки.